ДНЕВНИК РУССКОГО АКТЁРА

Ежемесячный [литературно-театральный] журнал. — Санкт-Петербург: «Печатня С. П. Яковлева», 1886

Ежемесячный литературно-театральный журнал выходил в Санкт-Петербурге в 1886 году. Он издавался под редакцией Павла Александровича Денисенко (Денисова) — антрепренера, режиссера и ведущего актера организованного в этом же году первого Народного Василеостровского театра для рабочих. Приехавший из провинции, неизвестный столичной публике актер Денисенко был вдохновлен на организацию народного театра самим Л. Н. Толстым, который, впрочем, предрекал: «Нахожу, что издание вашего журнала отвлечет вас от вашего главного, огромного по значению дела: попытки сделать из театра (игрушки, препровождения времени или школы разврата) орудие распространения света между людьми».

Контора редакции находилась при известной печатне Сергея Павловича Яковлева, расположенной в здании Немецкой реформатской кирхи на Большой Морской улице в доме 58 (ныне на этом месте — Дворец культуры работников связи).

Как писал редактор: «Журнал ставит себе задачей способствовать, по мере сил и возможности, как самостоятельному и правильному развитию русского искусства вообще, а драматического в особенности, так равно и поддерживать в русской публике и артистах более рациональные взгляды и отношение к нему; развивать в публике и артистах эстетический вкус и выяснять тесную связь театрального искусства с культурной жизнью, в которой оно является могучим фактором умственного и нравственного просвещения».

Издание имело три главных отдела: 1) Литературный; 2) Театрально-критический, в котором главное место занимали статьи об истории, теории и технике театрального искусства; 3) Смесь, включающую «практические сообщения по театральному делу», «корреспонденции из разных театров», театральную статистику и проч.

Первый номер журнала вышел в марте и открывался публикацией письма Л. Н. Толстого к редактору-издателю П. А. Денисенко, в котором утверждались взгляды писателя на воспитательное значение Народного театра. Эта тема красной нитью проходит через все номера этого периодического издания: публикуются произведения, предназначенные для постановки на сцене народных театров, проекты народных театров в провинции и рассуждения о пользе театра для рабочих. На страницах журнала впервые была опубликована игра для народного театра «Чем люди живы» П. А. Денисенко, переделанная им из рассказа Л. Н. Толстого, и драматическая фантазия Н. В. Кукольника «Кошачий Рафаэль» о швейцарском художнике Готфриде Минде, известном своей огромной любовью к кошкам. Особое внимание уделено 50-летию постановки «Ревизора» Н. В. Гоголя. Многие статьи в издании подписаны оригинальными псевдонимами: Тень Федора Волкова, Голос из глубинки, Кресло 2-го ряда, Старый Актер, Граф Швейцарский, Пензенский Амикуст. Видимо, как сказано в статье «Вредны ли в литературе анонимы и псевдонимы?», редакция журнала считала, что они «весьма полезны, так как обеспечивают возможность всегда и обо всем знать и говорить почти правду», а также указывают на присутствие в авторе «скромности, сомнения в таланте своем».

Гибельное влияние водки — «крови сатаны» — на многих талантливых русских актеров повлияло на решение редакции журнала опубликовать подробный отчет о докладе французского доктора Лансеро «Влияние различных сортов горячительных напитков на организм человека».

Как и предрекал Л. Н. Толстой, Денисенко «без раздумья, не готовясь, прямо, перекрестясь, прыгнувший в воду», не смог справиться с двумя такими крупномасштабными проектами — театром и журналом. Народный театр скандально закрылся, просуществовав один сезон: во время представления драмы «Парижские нищие» артисты, изображавшие нищих, стали умолять Денисенко, игравшего банкира Дюпона, выдать им милостыню-жалование.

Журнал, заявленный как ежемесячный, после второго, апрельского номера, перестал выходить регулярно. В последнем издании, включающем объединенные долгожданные номера за октябрь, ноябрь и декабрь, Денисенко извинялся перед своими подписчиками за невыполнение обязательств «по обстоятельствам, он нас независящим, тяжелым и неприятным». Он надеялся, что 1887 год, будет для журнала более финансово успешным, заявлял, что издатели «намерены продолжить дело с прежней энергией и терпением, ведя его на наши личные средства». Но, к сожалению, на полках нашей Электронной библиотеки Вы можете найти только семь номеров этого уникального периодического издания, прожившего только один год.

Смотреть в электронной библиотеке