28 апреля откроется выставка «ГИК №1. Дело агента Сапфир» — партнёрский проект Музея театрального и музыкального искусства и Театральной библиотеки.

26/04
2022


28 апреля в Театральном музее откроется выставка «ГИК №1. Дело агента Сапфир», посвященная ранее не известным страницам истории формирования коллекции Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, а также собрания Санкт-Петербургской театральной библиотеки. Какие экспонаты первыми поступили в музей и библиотеку? Какие личности и незаурядные судьбы с ними связаны? Выставка «ГИК № 1» впервые дает ответы на эти вопросы и добавляет новое имя в историю коллекционирования.

Известно, что в основе собрания Музея театрального и музыкального искусства лежат переданные в дар частные коллекции знаменитых театральных деятелей — В. В. Протопопова, И. Ф. Горбунова и др. Но были и те экспонаты, которые музеем покупались. Инвентарная книга экспонатов (сегодня она называется Главная инвентарная книга – ГИК) была заведена в 1919 г. И первыми ее записями стали приобретения от некоей Н. А. Доренговской.

Всего с 1919 по 1920 г. музей приобрел у нее 3730 единиц хранения, в том числе эскизы декораций и костюмов Ю. В. Беляева, Б. И. Анисфельда, А. А. Радакова, Н. К. Калмакова, гравюры и фотопортреты русских актеров. Одновременно с этим Центральная библиотека русской драмы (ныне — Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека) приобрела у Доренговской собрание книг о театре и интереснейшую архивную коллекцию, в которой находились письма Д. С. Мережковского, М. Г. Савиной, Л. Н. Толстого, А. Н. Островского, Ф. И. Шаляпина, Э. Дузе, документы артиста балета Н. О. Гольца и другие редкие материалы.

Долгое время о личности Н. А. Доренговской ничего не было известно. Только в 2016 г. сотрудница Театральной библиотеки Татьяна Синельникова выяснила, что Доренговская была драматической писательницей, а также гражданской женой известного журналиста-афериста И. Ф. Манасевича-Мануйлова, расстрелянного в 1918 году. Ему и принадлежала коллекция, ставшая первым номером Главной инвентарной книги музея.

«Журналист по профессии и авантюрист по призванию», «в одно время и шпион, и сыщик, и пройдоха, и жулик, и шулер, и подделыватель, и развратник, …а вообще — милейший человек», как отзывались о нем современники, Иван Федорович Манасевич-Мануйлов был прекрасно образован, владел тремя языками и вел бурную деятельность на разнообразных фронтах, включая литературный: был театральным критиком и даже драматургом. Документов, достоверно подтверждающих многие факты его биографии, почти нет. Чтобы распутать клубок разнообразных «фейков», источником которых часто был сам Манасевич, специалисты изучили множество свидетельств и даже получили доступ к документам особого отдела – Департамента полиции и контрразведки Государственного архива РФ.

Бесспорно одно: коллекция, которую собирал Манасевич, была важным делом его жизни, красноречиво характеризующим своего владельца, любителя театрального искусства и старины. Одним из акцентов выставки станет галерея актерских фотопортретов, наиболее ценные из них – с дарственными надписями. Впервые будут экспонированы сатирические рисунки А. А. Радакова к спектаклю «Семейство Пятачковых» Ю. Д. Беляева, эскизы костюмов к неосуществленной постановке оперетты Ф. Зуппе «Боккаччо», а также книги из личной библиотеки Манасевича-Мануйлова с его владельческим автографом, письма к нему балерин Тамары Карсавиной, Ольги Преображенской и Евгении Соколовой, архивные материалы из его коллекции. Среди уникальных экспонатов выставки — фотография самого Манасевича, сделанная в Варшаве в 1914 году.

Чтобы полнее представить личность этого человека, решено было прибегнуть к жанру исторического фарса. Рядом с подлинными предметами и документами посетители увидят не нашедшие научного подтверждения сюжеты богатой биографии Манасевича, художественно оформленные в комиксы о его жизни, в которых правда и вымысел существуют на равных. А еще Манасевич… заговорит. И расскажет, наконец, за что он получил Орден Святого Владимира из рук самого Николая II, откуда в его коллекции столько актерских портретов, как он оказался в тюрьме и что делал каждый вечер в «Бродячей собаке».

Архив новостей