Международная научно-практическая конференция «Разрешить нельзя запретить»

18/10
2022

21 октября 2022 года в Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеке пройдет I международная научно-практическая конференция по истории драматической цензуры «Разрешить нельзя запретить». 

На конференции предполагается рассмотреть широкий круг вопросов:
— история цензурных учреждений и цензурного законодательства, политика правительства в отношении театра и драматургии;
— деятельность Театрально-Литературного комитета;
— жизнь и деятельность цензоров, персональный состав цензурного ведомства;
— взаимоотношение и взаимовлияние драматургов и театральных критиков и театральной цензуры;
— проблемы цензурирования текстов, судьбы драматических произведений (от замысла до сцены);
— хранение и изучение текстов, прошедших драматическую цензуру.

           Работа конференции будет транслироваться в режиме реального времени на официальном YouTube-канале библиотеки «Театральная библиотека. Live», записи трансляций можно посмотреть там же.

        По итогам работы конференции будет выпущен электронный сборник докладов всех участников мероприятия.

 

ПРОГРАММА

 10.30–11.00Регистрация участников конференции

 11.00–11.15 Приветствия участникам конференции

Гай Анастасия Григорьевна, директор Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки;

Чепуров Александр Анатольевич, заместитель художественного руководителя Александринского театра — руководитель творческо-исследовательской части, доктор искусствоведения.

11.15–13.15

Организация драматической цензуры в Российской империи в XIX – начале XX века. Патрушева Наталья Генриховна, заведующая научно-исследовательским отделом книговедения Российской национальной библиотеки, доктор исторических наук (Санкт-Петербург).

 Путешествия библиотеки Цензурного ведомства: история формирование коллекции «Драматическая цензура». Федяхина Елена Геннадьевна, заведующая сектором Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки (Санкт-Петербург).

Об А. С. Полякове — организаторе поступления и первого исследователя коллекции «Драматическая цензура» в собрании Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки. Маньков Андрей Васильевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного (Санкт-Петербург).

Цензура невербальных сценических текстов в русском театре. Чепуров Александр Анатольевич, заместитель художественного руководителя Александринского театра — руководитель творческо-исследовательской части, доктор искусствоведения (Санкт-Петербург).

Реконструкционный потенциал цензурной коллекции на примере драматургии театров миниатюр Серебряного века. Букс Нора Яковлевна, доктор философии, профессор университета Сорбонна (Париж, Франция).

Финская драматургия в Петербурге — уникальное собрание Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки. Миловидова Ольга Витальевна, филолог-финист, актриса (Санкт-Петербург).

 

13.15–13.45Кофе-брейк

13.45–16.00 — Второе заседание

Цензурные мытарства «Смерти Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина: потери и обретения. Соколинский Евгений Кириллович, заведующий сектором Российской национальной библиотеки, доктор педагогических наук (Санкт-Петербург).

Современные русские пьесы — Андреев, Куприн, Горький, Арцыбашев — в Александровском театре Гельсингфорса: цензура драматических произведений. Лийса (Арвидовна) Бюклинг, исследователь, доктор философии, профессор Хельсинкского университета (Хельсинки, Финляндия).

Запрещенная рецензия Я. И. Григорьева (псевдоним Тан) на балет «Эсмеральда» (1848): по материалам Российского государственного исторического архива Федорченко Ольга Анатольевна, старший научный сотрудник Российского института истории искусств, кандидат искусствоведения (Санкт-Петербург).

Дальнобойность цензуры: на примере сообщений русской и мировой печати о гибели посольства Грибоедова. Могилевич Ирина Михайловна, старший научный сотрудник ООО «Лаборатории Пелин» (Санкт-Петербург).

Цензурная история пьес, поставленных в Суворинском театре. Друцкий Артём Ростомович, студент-магистр Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург).

Корреспонденты Феодора Александровича Куманина и театральная цензура. Воробьева Екатерина Владимировна, старший научный сотрудник Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина (Москва).

«Командарм 2» И. Сельвинского в Москве и Ленинграде. Галанина Юлия Евгеньевна, старший научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург).

 

16.00–16.30Подведение итогов

 16.30–17.30Знакомство с экземплярами из коллекции «Драматическая цензура»

 

 

Архив новостей