Прогулка пятая

  Ольга Спесивцева

18 июля – 125 лет со дня рождения Ольги Александровны Спесивцевой.
Идеальная балерина. Именно так можно охарактеризовать творчество Ольги Александровны Спесивцевой. Безусловно одаренная от природы, она стала воплощением всего того, к чему пришел отечественный балет к началу XX-го столетия. Уникальность таланта позволила Спесивцевой стать не только первой балериной русской сцены, но, перешагнув границы подобно божественной Сильфиде, очаровать и заворожить зрителей многих и многих стран мира.
В ее репертуар входили лучшие классические балеты: «Раймонда», «Эсмеральда», «Баядерка», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»…

В каждом спектакле она была неповторима, трогательна, совершенна. Но, пожалуй, одной из лучших работ Спесивцевой была заглавная партия в балете «Жизель». Не только у зрителей, но и коллег по сцене эта роль в исполнении артистки вызывала глубокое эмоциональное потрясение. Одна из танцовщиц, видевшая Ольгу Спесивцеву на сцене парижской Оперы вспоминала, что во время исполнения артисткой сцены безумия стояла такая тишина, отчего зал был похож на церковь — с ее торжественной и священной атмосферой. «Агония и горе утраченной любви, которые она правдиво до ужаса передавала своей мимикой и танцем, пронзили нас. Мы замерли со слезами на глазах».
Каким-то магическим образом, театральный образ Жизели, вошел и в личную судьбу артистки. Во второй половине 30-х годов Ольга Спесивцева оказалась в Америке. Там-то и случился недуг, изменивший всю дальнейшую судьбу балерины. Из-за «сна разума» она оказалась в психиатрической лечебнице для неимущих.

Двадцать лет артистка провела в клинике почти в полной изоляции, обреченная на безмолвие, так как никто не говорил по-русски, а она не знала английского языка. Случаю было угодно совершить новый поворот в ее судьбе. Подобно принцессе Авроре из «Спящей красавицы», она вернулась в реальную жизнь благодаря помощи страстного поклонника ее творчества Даля Ферна. Откуда он узнал о положении Ольги Александровны, неизвестно. Ферн добился применения новых методов лечения, что дало положительные результаты.
Последние двадцать восемь лет Спесивцева прожила в Доме для престарелых русских эмигрантов, созданном младшей дочерью Л. Н. Толстого — Александрой и названный «Ферма Толстой». Спесивцева была уверена, что это временное пристанище.

Начиная с 1962 года, бывшая звезда мирового балета стремилась вернуться на Родину, но каждый раз получала отказ. Об этом красноречиво говорят письма, хранящиеся в архивных фондах театральной библиотеки.
Так в одном из них, к свояченице Т. И. Петровой Ольга Александровна сообщала: «Вот, дорогая, мне отказано вернуться на родину после 20 лет в госпитале. Я отказалась от режиста Америк, но и что из того? Как всей душой я рвалась к Вам…». Отказ балерины принять американское подданство нашли способ аннулировать. В связи с тем, что Ольга Спесивцева прожила в США двадцать два года, она автоматически, вопреки ее желанию, стала американкой.