29–30 ноября 2024 года в Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеке пройдет научно-практическая конференция «Демидовские чтения», приуроченная к 140-летию со дня рождения режиссера и педагога Николая Васильевича Демидова.
ПРОГРАММА
29 НОЯБРЯ
10.30–11.00 — Регистрация участников конференции
11.00 — Приветствия участникам конференции:
Гай Анастасия Григорьевна, директор Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки;
Буров Николай Витальевич, народный артист Российской Федерации, заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации;
Представитель Комитета по культуре Санкт-Петербурга;
Фильштинский Вениамин Михайлович, профессор, заведующий кафедрой актерского искусства Российского государственного института сценических искусств, председатель Совета театральных педагогов Союза театральных деятелей Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации
Дмитриев Павел Вячеславович, заведующий Музыкальной библиотекой Санкт-Петербургской академической Филармонии им. Д. Д. Шостаковича, кандидат искусствоведения, член Оргкомитета «Демидовских чтений»
11.20–13.30 — Первое заседание
Модератор – А. Г. Гай
1. Кутузова Анна Владимировна, психолог(Череповец). «Взгляд клинического психолога на базовые понятия методики Демидова»
2. Милютина Мария Аркадьевна, актриса, режиссер, аспирант Российского государственного института сценических искусств, педагог мастерской В. М. Фильштинского (Санкт-Петербург). «Специфика театральной педагогики Н. В. Демидова»
3. Иванова Алиса Ахмедиевна, доцент, руководитель актерско-режиссерской мастерской Калининградского филиала Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург). «Этюдный метод Станиславского и школа Демидова»
4. Бабайкина Вера Борисовна, актриса, режиссер, директор Товарищества актеров Театр «МиР» (Санкт-Петербург). «Первые демидовские опыты Павла Подервянского и их развитие в его учениках. Создание спектаклей в технике драматической импровизации»
5. Подковырова Юлия Борисовна, актриса, режиссер, педагог Товарищества актеров Театр «МиР» (Санкт-Петербург). «Постдемидовский театр. Из опыта работы Театра “МиР”, товарищества актеров»
6. Иванов Игорь Сергеевич, председатель Региональной общественной организации «Центр Н. С. Говорова» (Санкт-Петербург). «От методики Демидова к методике Демидова-Говорова»
13.20–13.40 — Кофе-брейк
13.40–15.20 — Второе заседание
Модератор – П. В. Дмитриев
7.Малыхина Марина Анатольевна, доцент кафедры мировой и отечественной культуры Донецкого государственного университета, кандидат искусствоведения (Донецк). «Демидовский тренинг: дистанционный формат». По видеосвязи
8. Пронин Сергей Сергеевич, профессор кафедры режиссуры и актерского искусства Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, режиссер, актер, драматург, заслуженный деятель искусств Республики Карелия (Санкт-Петербург)«Эволюция этюдного метода: от К. С. Станиславского к Н. В. Демидову»
9. Мартиросян Марианна Армэновна, педагог кафедры актерского мастерства Российского института театрального искусства – ГИТИС (Москва). «Особенности преподавания по школе Н. В. Демидова на первом курсе театрального ВУЗа»
10. Сереброва Евгения Анатольевна, преподаватель Школы актерской индивидуальности им. Н. В. Демидова; ГБУ «Москонцерт» (Москва). «Школа актерской индивидуальности им. Н. В. Демидова. История педагогического исследования»
11. Агапитова Анна Александровна, режиссер Театра Пилигримов им. В. И. Соколова (Иркутск). «Постановка спектакля “по Демидову”. Опыт актерской работы»
15.20–16.30 — Кофе-брейк
16.30–18.20 — Третье заседание, подведение итогов
Модератор – С. С. Пронин
12. Черкасский Сергей Дмитриевич, профессор кафедры актерского искусства Российского государственного института сценических искусств, доктор искусствоведения (Санкт-Петербург). «Сэнфорд Майснер и Николай Демидов – неожиданные единомышленники». По видеосвязи
13. Халюта Александр Алексеевич, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург). «Принцип спонтанности в творчестве актера. Практика Н. В. Демидова и С. Майснера»
14. Миловидова Ольга Витальевна, филолог-финист, арт-директор Финского театра Петербурга, актриса, педагог финской сценической речи, кандидат педагогических наук (Санкт-Петербург).«Интерлингвистический феномен театра и практика Н. В. Демидова»
15. Дележа Елена Мироновна, кандидат искусствоведения, профессор Института современного искусства (Москва). «Вклад исследователя В. Ц. Найдаковой в изучение творческого наследия Н. В. Демидова»
16. Мартынова Людмила Николаевна, художественный руководитель, режиссер Классического театра, кандидат искусствоведения (Санкт-Петербург). «Сподвижники: Демидов, Окулевич, Ласкина»
30 НОЯБРЯ
12.00–13.00 — Н. В. Демидов «Творческий процесс на сцене. (Из опыта театрального педагога)»: презентация нового издания Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки
13.20–16.00 — дискуссионная площадка «ПАЛЬТО ДЕМИДОВА»
Модераторы Л. В. Шульга, П. В. Дмитриев
ПАЛЬТО ДЕМИДОВА
Сообщения
13.20–13.50
Милютина Мария Аркадьевна, актриса, режиссер, аспирант Российского государственного института сценических искусств, педагог мастерской В. М. Фильштинского (Санкт-Петербург). «Архив МХТ. Изучение наследия Демидова»
Шульга Людмила Витальевна, преподаватель Школы-студии сценических искусств Академии управления городской средой, градостроительства и печати; член Оргкомитета «Демидовских чтений» (Санкт-Петербург). «Проблемы изучения творческого наследия Н. В. Демидова в театральной школе»
Дискуссия
13.50–16.00
Темы для обсуждения:
Опыт взаимодействия актеров во время демидовских этюдов.
Вопросы воспитания педагога, ставящего в приоритет творческую свободу актера.
Работа режиссера демидовской методики в аспекте сотворчества с актером-творцом.
Проблема соединения репетирования спектакля в демидовском подходе с требованиями гостеатров. Кто сталкивался, как решали?
Почему Демидов более популярен в любительских студиях, чем в профессиональных учебных заведениях?
Что такое демидовский педагог и что его отличает от всех остальных?
Актуальность демидовской методики для людей нетеатральных профессий. Демидов для жизни. Развитие этого направления.
В официальном сообществе Театральной библиотеки ВКонтакте будет вестись трансляция первого дня конференции.