ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ
09.30–10.00 — Регистрация участников конференции
10.00–10.15 — Приветствия участникам конференции:
Представитель Комитета по культуре Санкт-Петербурга;
Дуда Вадим Валерьевич, генеральный директор Российской государственной библиотеки, Президент Российской библиотечной ассоциации;
Гай Анастасия Григорьевна, директор Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки;
10.15–12.00 — Первое заседание: «Dura lex, sed lex».
Модератор — Н. Г. Патрушева
Драматическая цензура в изданиях Научно-исследовательского отдела книговедения Российской национальной библиотеки. Патрушева Наталья Генриховна, заведующая научно-исследовательским отделом книговедения Российской национальной библиотеки, доктор исторических наук (Санкт-Петербург).
Особенности цензуры в Российских Императорских театрах начала XX века.Светаева Марина Григорьевна, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, кандидат искусствоведения (Москва). По видеосвязи
Совершенствование механизма цензуры кинематографических произведений в правительственных проектах 1910-х гг. Николаев Владимир Евгеньевич, доцент кафедры истории государства и права, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Саратовской государственной юридической академии, кандидат юридических наук (Саратов).
«Равносильно нарушению советских законоположений»: Три документа Леноблгорлита 1933 года о зрелищном контроле. Смирнова Тамара Михайловна, профессор Гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, доктор исторических наук (Санкт-Петербург).
Уклончивая цензура (театральная цензура по-московски и по-ленинградски). Соколинский Евгений Кириллович, заведующий сектором Российской национальной библиотеки, доктор педагогических наук (Санкт-Петербург).
12.00–12.20 — Кофе-брейк
12.20–13.40 — Второе заседание: «Мои цензурные мытарства»
Модератор — Е. Г. Федяхина
Драматическая цензура и вопрос о развязках пьес А. Н. Островского. Рыбакова Дарья Анатольевна, научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, кандидат искусствоведения (Санкт-Петербург).
Успех в Париже и провал в Петербурге: цензурный опыт Петра Васильевича Корвин-Круковского. Могилевич Ирина Михайловна, старший научный сотрудник ООО «Лаборатории Пелин» (Санкт-Петербург).
«Песня о сплетне» в народной драме М. П. Мусоргского «Хованщина»: вырезать нельзя оставить. Павлова Светлана Анатольевна, доцент Российской академии музыки имени Гнесиных (Москва).
Тема «Дон Жуан» в творчестве Потемкина — кабаретного драматурга: по материалам цензурных экземпляров Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки и архивам П. П. Потемкина. Букс Нора Яковлевна, почетный профессор университета Сорбонна, доктор философии (Париж, Франция). По видеосвязи
13.40–14.00 — Кофе-брейк
14.00– 15.20 — Третье заседание: «Мои цензурные мытарства» (продолжение)
Модератор — Е. Г. Федяхина
«Пьесу пропустил цензор (ну, конечно, бар. Дризен!..»: пьесы Д. С. Мережковского на пути к сцене. Андрущенко Елена Анатольевна, главный научный сотрудник, заведующая Отделом литератур России и СНГ Института мировой литературы имени А. М. Горького РАН, доктор филологических наук, профессор (Москва).
Пьеса-феерия Ю. Д. Беляева «1812 год» в драматической цензуре. Кудина Екатерина Олеговна, младший научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург).
За что запретили «Боккаччо» Николая Эрдмана и Владимира Масса? Учитель Константин Александрович, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, доктор искусствоведения (Санкт-Петербург).
Художественно-политический совет Государственного театра им. Вс. Э. Мейерхольда. Гайдук Владислава Леонидовна, старший научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).
15.20–16.20 — Обед
16.20– 18.00 — Четвертое заседание: «А судьи кто?!?»
Модератор — А. Г. Гай
А. Г. Политковский — цензор и не только. Харламова Вера Анатольевна, заведующая сектором Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки (Санкт-Петербург).
«Петербургский немец» — Евстафий Ольдекоп. Цаповецкая Марина Игоревна, ведущий библиотекарь Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки, заслуженный работник культуры России (Санкт-Петербург).
Пресловутый Ольдекоп и его родственные связи. Парыгина Ирина Германовна, ведущий библиотекарь Центральной государственной публичной библиотеки им. В. В. Маяковского (Санкт-Петербург).
Н. В. Дризен — последний драматический цензор Российской империи. Федяхина Елена Геннадьевна, заведующая сектором Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки (Санкт-Петербург).
Финский цензурный драматический фонд — прошлое для будущего. Миловидова Ольга Витальевна, филолог-финист, арт-директор Финского театра Петербурга, актриса, педагог финской сценической речи, кандидат педагогических наук (Санкт-Петербург
Подведение итогов и Знакомство с экземплярами из коллекции «Драматическая цензура»