ТЕАТР И ИСКУССТВО. 1897–1918


Еженедельный иллюстрированный журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге (с 1914 — в Петрограде) в 1897–1918 годах.

5 января 1897 года вышел первый номер иллюстрированного журнала «Театр и искусство», крупнейшего отечественного периодического издания сумевшего в течение более 20 лет не только воссоздать на своих страницах театральную жизнь во всем её многообразии, но и разглядеть тенденции, которые позже определили развитие драматического искусства.
Журнал, по мнению организаторов, был необходим именно в это время, когда «значительно возросли и расширились театральные и художественные интересы публики», а принципы, на которые опиралось старое искусство, стали рушиться, в угоду господства красоты на сцене.
(Вместо вступления // Театр и искусство. 1897. №1. 5 янв. )

Основал «Театр и искусство» журналист, театральный деятель и едва ли не самый популярный театральный критик рубежа XIX и ХХ вв. Александр Рафаилович Кугель. О своем издательском опыте, о надеждах на большое число подписчиков, о легкомысленном отношении к финансовой стороне вопроса он вспоминает в шутливо-ироничной форме: «Я даже не имел понятия о типографской смете. У меня было рублей 500, оставшихся от бывшей когда-то тысячи, и хотя я смутно чувствовал, что это деньги небольшие, но мне казалось, что главное — начать». В результате деньги на издание первого номера журнала… были выиграны в карты! (См.: Кугель А. Р. Листья с дерева: воспоминания. Ленинград, 1926).
В редакции кучами лежали книги и вороха бумаг, газеты на столе и на полу, переполненные ящики столов и шкафы не закрывались. Брат Кугеля Иона вспоминал, как однажды с очередным «профилактическим» обыском пришли жандармы, недоуменно оглянулись и спросили: «У вас уже был обыск?» (Кугель И. Р. Из воспоминаний об А. Р. Кугеле // Искусство и жизнь. 1938. №9. С. 41).
Главный принцип, положенный в основу организации редакции журнала, заключался в полной творческой свободе. «В „Театр и искусство” пошли сразу сотрудничать все истинно любящие театр. Пошли не за страх, а за совесть, с несколько эгоистическим, может быть, желанием найти место, где можно писать все, что думаешь, не оглядываясь… И из-за этой искренности авторитетных писателей журнал стал все более и более расширять аудиторию читателей», — вспоминал видный театральный критик Б. И. Бентовин, подписывающий свои статьи псевдонимом «Импрессионист» (День. 1917. 7 янв. №6). «Кого-кого тут, бывало, не встретишь — и журналисты, и драматурги, и актеры со всех концов России. Провинциальные актеры считали как бы своим долгом заглянуть в „наш журнал”. Весь этот мимоходящий народ держался непринужденно, дымил папиросками, шумно беседовал, спорил» (Кугель И. Р. Указ. соч.).

Все номера этого, по мнению некоторых современников, «первого настоящего отечественного театрального журнала» (Красная газета. 1926. 6 окт. № 230), вы можете увидеть на полках нашей Электронной библиотеки.

Смотреть в электронной библиотеке