Статьи о электронной библиотеке

Библиотека М. Г. Савиной
Личная библиотека выдающейся русской актрисы и ее мужа, сотрудника Дирекции Императорских театров А. Е. Молчанова.

В «Электронной библиотеке» пользователям доступно 295 экземпляров книг, оцифрованных в рамках договора о сотрудничестве с Президентской библиотекой им. Б. Н. Ельцина, из коллекции, содержащей более тысячи изданий.

Особый интерес вызывают книги с дарственными надписями, ведь многие считали за честь преподнести актрисе свои труды. К примеру, известный бытописатель Северной столицы Михаил Пыляев подарил артистке свой знаменитый труд «Старый Петербург», надпись гласила: «Красе и гордости русского театра… почтеннейше подносит». Дата — 17 января 1888 года.

Актер Александринского театра Федор Федоров-Юрковский собрал для Марии Савиной несколько очерков, объединив их под одной обложкой в серии «Жизнь замечательных людей» — «как слабый знак своего восхищения ее талантом и искренней преданности».

«Марии Гавриловне Савиной на память искренней и глубокой благодарности за прекрасное исполнение Татьяны Репиной…» — гласит автограф журналиста, издателя и драматурга Алексея Суворина. Он оставил его на своей пьесе, которая так и называлась — «Татьяна Репина». Кстати, Антон Чехов создал ее продолжение под таким же заглавием.

Особняком в ряду подаренных книг стоит труд известного в ту пору врача-невропатолога и антрополога, криминолога-исследователя Прасковьи Тарновской «Женщины-убийцы». Он был издан в Петербурге в 1902 году в серии «Антропологические исследования». Дарственная надпись гласит: «Марии Гавриловне Савиной от горячей почитательницы ее бесподобного таланта и сердца отзывчивого на страдания и горе людские»

Подробнее об истории возникновения коллекции «Библиотека М. Г. Савиной» рассказала В. А. Харламова на пресс-конференции в день 266-летия Театральной библиотеки.

Смотреть в электронной библиотеке
«Дней минувших слава…»:
Отечественная война 1812 года
В 2022 г. мы вспоминаем один из самых тяжёлых и значимых периодов в истории нашей страны — 1812 год — год начала Отечественной войны.
«Слишком сильным резцом коснулся он русской жизни для того, чтобы изгладиться из памяти потомства. Пройдет целая вереница столетий, а этот год будет гореть все тем же ярким пламенем и возбуждать в поколениях те же чувства. И чувство глубочайшего благоговения будет первым из них. Пройдут века, а человечество по-прежнему будет живейшим образом интересоваться всеми лицами, принимавшими то или иное участие в истории этого года, всеми мельчайшими фактами, всеми анекдотическими подробностями. И в каждую годовщину будут вставать из могил и люди, и события, и потомство будет делать им смотр», — писал историк театра Всеволод Николаевич Всеволодский-Гернгросс.

Историк театра

Всеволод Николаевич Всеволодский-Гернгросс.

1812 год стал символом подъема патриотизма русского народа, его национального духа и оставил глубокий след в сознании современников и потомков, во всех сферах жизни нашей страны. Отечественная война приняла поистине всенародный характер. Героизм русской армии, партизанских отрядов и ополчения, полководческие дарования российского командования стали залогом будущей победы.
Современникам всегда тяжело писать о текущих событиях, неудивительно, что пьес, созданных в 1812-1814 годах и посвященных Отечественной войне, немного, хотя каждое представление на эту тему вызывало восторг в зале. Сохранились многочисленные воспоминания о сильном эмоциональном потрясении, испытанном зрителями постановки драмы С. И. Висковатова «Всеобщее ополчение»: «один из зрителей, видя, как на сцене все приносят в дар отечеству свое имущество, до того забылся, что бросил на сцену свой бумажник вскричав: „вот возьмите и мои последние 75 рублей!” Все плакали от умиления, сам Дмитриевский рыдал и не мог выговорить слова, когда после единодушного вызова хотел благодарить публику».

1912 год был отмечен всплеском интереса историков и драматургов к событиям 100-летней давности. В том же году вышла книга В. Н. Всеволодского-Гернгросса «Театр в России в эпоху Отечественной войны», представляющая цикл очерков, каждый из которых был посвящен важной составляющей театральной культуры России этих лет: развлечениям и зрелищам, проблемам организации театрального дела, драматическому театру, оперному искусству, балету.
Вы можете познакомиться с этим исследованием на одной из «полок» нашей Электронной библиотеки.


Всеволодский-Гернгросс В. Н. Театр в России в эпоху Отечественной войны / автор вступительной статьи, комментариев и указателей В. А. Харламова. — Санкт-Петербург: Чистый лист, 2012. — 245 с.
Представляем Вашему вниманию 20 пьес, хранящихся в Отделе редкой книги, рукописных, архивных и изобразительных материалов и также выложенных в Электронной библиотеке. Это лишь малая часть огромного драматургического массива, отражающего историю Отечественной войны 1812 г. во всем ее многообразии.
Афанасьев К. В. Отечественная война: драматический эскиз в 3 действиях с эпилогом;

Вронченко А. П. Кириловцы, или Нашествие врагов: героическая драма в 3 действиях с принадлежащими к ней хорами, сражениями и балетом;

Голенищева-Кутузова А. В. Гроза 12-го года: драматическая трилогия;
Содержание: Гибель Москвы: драма в 4 действиях и 6 картинах; Партизаны: драма в 5 действиях и 7 картинах; Березина: драма в 5 действиях;

Дарский М. Е. Двенадцатый год: драматическая хроника в 3 частях;

Дингельштедт Н. Ф. Дети-партизаны. (На бой с Наполеоном): пьеса для детей в 2 действиях и 3 картинах;

Ермолов Г. А. 1812: историческая хроника в 3 действиях и 9 картинах;

Зеланд-Дубельт Е. А. Девица-кавалерист (Дурова): пьеса в 5 действиях и 6 картинах;

Карпов Е. П. Пожар Москвы (1812): историческая бытовая пьеса в 5 действиях и 6 картинах;

Квадри В. В. В 1812 году. Не в силе Бог, а в правде: сцены в 6 картинах с эпилогом;

Крылов В. А. 1812-ый год. Отечественная война: пьеса в 5 действиях и 10 картинах;

Курбский А. А. Дни Отечественной войны (1812-ый год): пьеса в 5 действиях;

Мосолов А. Н. Вокруг пылающей Москвы: драматические сцены 1812 года в 5 действиях

Нигон Г. 1812: пьеса в 4 действиях;

Пащенко М. Русские в 1812 году: драма в 3 действиях;

Полежаев И. И. Бородино: драматический этюд в 1 действии;

Свечинский И. Н. Освобождение Смоленска: драма в 3 действиях с хорами, военными эволюциями и балетом;

Скобелев И. Н. Кремнев, русский солдат: оригинальное драматическое представление в 3 действиях;

Соколов А. А. (Z. M.) Сожженная Москва или Герои 1812 года: драматическое представление в 3 действиях и 9 картинах;

Федоров Б. М. Крестьянин офицер, или Известие о прогнании французов из Москвы: драма в 2 действиях;

Шабельский А. В. Рядовой Четвертаков, Партизан 1812 года: сцены народной войны в 3 действиях.


«Записки Санкт-Петербургской
Театральной библиотеки» №15

15 февраля 2024 года состоялась презентация нового выпуска сборника «Записки Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки».
С электронной версией издания можно ознакомиться в нашей Электронной библиотеке.
А о том, как прошла презентация можно узнать, посмотрев видеосюжет на нашем YouTube-канале, или посмотрев его прямо в этой статье.

Очередной выпуск «Записок Санкт-Петербургской государственной Театральной
библиотеки» включает в себя исследования, публикации и обзоры, написанные веду-
щими сотрудниками Театральной библиотеки и специалистами из Петербурга, Мос-
квы и других городов России. Материалы сборника знакомят читателей с ранее неиз-
вестными или малоизученнными страницами истории театра, а также современными
театральными явлениями.

Памяти А. Н. Островского: сборник статей об Островском и неизданные труды его
(Петроград, 1923)

Обложка сборника

К 200-летнему юбилею А. Н. Островского мы разместили сборник, опубликованный к столетию драматурга в 1923 г.

100-летие А. Н. Островского отмечали в Петрограде широко: почти во всех городских и окраинных театрах были поставлены, полностью или частично, пьесы драматурга. Перед спектаклем выступали лекторы, рассказывающие зрителям о биографии писателя, характеристике типов Островского и его значении в истории русской сцены и литературы.

Главными организаторами этих мероприятий выступили Театр драмы (ныне это Национальный драматический театр России — Александринский театр), Музей Государственных Академических театров (СПбГМТиМИ) и Центральная библиотека русской драмы (СПбГТБ).

Одним из важнейших событий этих дней стала совместная выставка Музея и Библиотеки.
Общество имени А. Н. Островского выпустило сборник «Памяти Островского», посвященный великому драматургу. Помимо статей и заметок историко-литературного характера, в его состав вошли ценные, до тех пор еще не опубликованные материалы. А. С. Поляковым (директором Библиотеки) были подготовлены и опубликованы «Три письма А. Н. Островского», обращенные к Н. Ф. Сазонову и И. А. Всеволожскому, а также «Материалы для изучения текста А. Н. Островского», первое подробное описание экземпляров пьес писателя, хранящихся в коллекциях «Русская драма» и «Драматическая цензура».

Смотреть в Электронной библиотеке
Архив вырезок о Большом и Малом
драматических театрах

Вырезки из периодических изданий с начала ХХ века по настоящее время о Большом драматическом театре им. Г. А. Товстоногова и Малом драматическом театре — Театре Европы.

Доступны подборки вырезок о Большом драматическом театре с 1921 по 2019 год, а также о Малом драматическом театре с 1947 по 2019 год.

Пантеон : журнал литературно-художественный

— Санкт-Петербург, 1842–1856

Закончено размещение в Электронной библиотеке всех номеров театрального журнала, образовавшегося в результате слияния «Репертуара русского театра» и «Пантеона русского и всех европейских театров». Издавался в Санкт-Петербурге в 1842‒1856 годах (в 1849 году не выходил). Название несколько раз менялось: «Репертуар русского и пантеон всех европейских театров» (1842), «Репертуар русского и пантеон иностранных театров: зеркало современных театров, русских и современных» (1843–1844), «Репертуар и пантеон: театральное обозрение» (1844‒1845), «Репертуар и пантеон» (1846), «Репертуар и пантеон театров» (1847), «Пантеон и репертуар русской сцены» (1848, 1850‒1851), «Пантеон: журнал литературно-художественный» (1852‒1856). Начиная с 1848 года, журнал стал как театральным, так и литературно-художественным и общественно-политическим.
В 1848‒1856 годах в нем печаталось приложение «Репертуар русской сцены».
Смотреть в электронной библиотеке

Попов Н. А. Театральный справочник. Том I


Попов, Николай Александрович (1871–1949).
Театральный справочник. Т. 1, тетради 1-3 : собр. рис., черт. и планов, снимков картин, гравюр, фот. и театр. постановок, нот, указ. и т. д. : справочный материал по всем отраслям театр. дела / Н. А. Попов. — Москва : Театральное изд-во Магнуссен, 1918. — (Искусство театра ; вып. 4).

В 1918 году режиссёр, драматург, театральный деятель Николай Александрович Попов (1871–1949) предпринял попытку создания «Театрального справочника», который отражал бы «материалы по всем отраслям театрального дела». Эти справочные «тетради» выходили в серии «Искусство театра».
Создателями была поставлена цель «дать возможность сценическим деятелям, не имеющим под рукой специальной библиотеки по вопросам театральной техники, составить себе постепенно собрание наглядных, главным образом, пособий».
Предполагалось, что режиссеры и художники имеющие «под рукой» такие справочники, смогут быстро и удобно сориентироваться в материалах нужных им для постановки. На страницах издания публиковались иллюстрированные таблицы, содержащие рисунки вариантов костюмов, деталей одежды, предметов обстановки той или иной эпохи.
Для облегчения работы над популярными драматическими произведениями, предлагались даже подробно разработанные рисунки декораций, типажей, грима даже поз персонажей пьесы. И первыми из таких пособий планировались справочники к постановкам произведений А. Н. Островского, Н. В. Гоголя и Ж.-Б. Мольера.
Подобные издания были бы особенно популярны у самодеятельных театральных коллективов, которые были столь многочисленны в этот период. Не случайно именно Николай Александрович Попов был инициатором этого начинания: с 1890-х годов, будучи приверженцем школы К. С. Станиславского, он начал плодотворную работу в области народного театра.
Опубликовано было всего три тетради в московском театральном издательстве «Магнуссен», с которыми Вы можете ознакомиться на полках нашей Электронной библиотеки.

Смотреть в Электронной библиотеке

Издание «ГИК №1. Дело агента Сапфира»

Издание «ГИК №1. Дело агента Сапфира» — однодневная газета, приуроченная к открытию 28 апреля 2022 года одноименной выставки.
Экспозиция стала совместным проектом Санкт-Петербургского государственного музея музыкального и театрального искусства и Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки, осветившим ранее не известные страницы истории формирования коллекций музея и библиотеки.

Какие экспонаты первыми поступили в музей и библиотеку? Какие люди стояли за этим и как сложились их судьбы? Выставка «ГИК № 1» впервые ответила на эти вопросы и представила широкой публике Ивана Фёдоровича Манасевича-Мануйлова — «журналиста по профессии и авантюриста по призванию», чья жизнь подобна приключенческому роману…

Содержание данной однодневной газеты составили материалы: о создании и создателях Театрального музея (Н. И. Вайнберг), об И. Ф. Манасевиче-Мануйлове (А. И. Рейтблат), о коллекции И. Ф. Манасевича-Мануйлова в Театральном музее (Е. М. Федосова) и в Театральной библиотеке (Т. А. Синельникова).
Верстка и дизайн газеты — Екатерина Сотникова. Автор иллюстраций — Анастасия Краева.

Смотреть в Электронной библиотеке
ОБОЗРЕНИЕ ТЕАТРОВ. 1906–1918

Ежедневная иллюстрированная газета, издававшаяся в Санкт-Петербурге (Петрограде) с 1906 по 1918 год. С 1907 года (№ 286) — ежедневная газета с программами и либретто петербургских театров.
В разное время редакторами-издателями газеты были: И. П. Артемьев (с 1906 года, № 1), И. О. Абельсон (Осипов) и А. А. Чемерзин (с 1907 года, № 87), И. О. Абельсон (Осипов) и А. С. Шкловский (с 1910 года, № 1078–1079), Г. Е. Бахмутов и И. О. Абельсон (Осипов) (с 1912 года, № 1748).
Первый номер газеты «Обозрение театров» вышел в ноябре 1906 г. Иван Петрович Артемьев, петербургский журналист и драматург, прекрасно знакомый с театральной жизнью столицы и хорошо осознававший все риски сложного издательского дела, тем ни менее, понимал и потребности в появления новой общедоступной ежедневной театральной газеты. Как редактор, Артемьев задумывал газету для зрителя, нуждающегося в самой актуальной и разнообразной информации.
В предуведомлении к первому номеру в статье «От редакции» были сформулированы основные принципы, положенные в основу нового издания.
В газете предполагалось публиковать ежедневный репертуар петербургских театров с изложением краткого содержания пьес, либретто опер и балетов и перечнем действующих лиц и исполнителей; обзоры критических статей на театральные премьеры и фельетоны; информацию о премьерах московских, провинциальных и заграничных театров; новости искусства, литературы и науки; афоризмы великих людей, шарады и т. д., портреты деятелей театра, планы театров с указанием цен на места, рецензии на постановки, правда, сводящиеся, в основном, к оценке игры актеров и оформления сцены.
За все время своего существования газета, вопреки изменениям в общественно-политической ситуации в стране, старалась не изменять своему предназначению, знакомя публику со всем самым интересным и ярким в театральной жизни.
На протяжении многих лет редактором-издателем газеты оставался журналист и драматург, Илья Осипович Абельсон (Осипов), много печатавшийся в «Одесских новостях» под псевдонимом Осипов И., Осипов Н., И.О., Маленький экономист, Объективный и др. Известный театральный критик Одессы, а затем Санкт-Петербурга, ставший собственником этого издания, продолжил начинание создателя «Обозрения театров» Артемьева, конечно, ориентируясь на меняющиеся потребности читателей. Так, например, в сезон 1911/12 года к газете добавилось приложение — «Спутник театрала». Кроме того, Абельсон не мог не учитывать возросший интерес в обществе к развитию финансово-экономической ситуации и уделил ему все больше места на страницах своего издания.
В 1890-х гг. с развитием биржевой торговли ценными бумагами заметно повысилось значение прессы, увеличились роль и влияние рекламы для фондовой биржи. Если крупные периодические издания могли позволить себе сохранять «свое лицо», лишь изредка печатая то в хронике, то в статьях и заметках рекламы предприятий, банков, выпусков акций, облигаций и прочего. В небольших изданиях биржевой отдел затмевал и спорт, и театр. «Рецензии» о биржевых сделках, повышениях и понижениях появлялись изо дня в день. Для таких ежедневных газет, как «Обозрение театров», доставлявшихся по желанию подписчиков даже на дачи и, в немалой степени, определявших биржевые настроения читателя, было очень важно изображать картину биржи с её сенсациями, слухами, утками и т. д.
В том же 1906 году, когда Артемьевым было создано «Обозрение», свою финансово-экономическую газету «Биржевые известия» основал и П. Ф. Левдик, бывший сотрудник «Петербургской газеты». Именно он положил начало «финансизации» русской периодической печати, до него не опускавшейся до столь пошлых тем, как спекуляции на повышении и понижении курсов. Вслед за Левдиком к изданию специальных биржевых газет и журналов приступили многие издатели: И. Я. Попов, А. И. Зейдман, Н. А. Нотович и др.
С 1911 года фактически в биржевое издание превратилось и «Обозрение театров», издаваемое и редактируемое И. О. Абельсоном-Осиповым. Его даже стали называть «Театрально-биржевое обозрение».
В годы первой мировой войны газета, изменившая свой подзаголовок на «ежедневная газета с программами и либретто петроградских театров», почти в каждом номере, за очень редким исключением, представляла отдел «Биржевое обозрение».
Тринадцатый год существования стал для «Обозрения театров» поистине несчастливым — в трудном для страны 1918 году газета, как и многие периодические издания этих лет, прекратила свое существование.

Смотреть в Электронной библиотеке
ТЕАТР И ИСКУССТВО. 1897–1918
Еженедельный иллюстрированный журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге (с 1914 — в Петрограде) в 1897–1918 годах.

5 января 1897 года вышел первый номер иллюстрированного журнала «Театр и искусство», крупнейшего отечественного периодического издания сумевшего в течение более 20 лет не только воссоздать на своих страницах театральную жизнь во всем её многообразии, но и разглядеть тенденции, которые позже определили развитие драматического искусства.

Журнал, по мнению организаторов, был необходим именно в это время, когда «значительно возросли и расширились театральные и художественные интересы публики», а принципы, на которые опиралось старое искусство, стали рушиться, в угоду господства красоты на сцене.
(Вместо вступления // Театр и искусство. 1897. №1. 5 янв.)


Основал «Театр и искусство» журналист, театральный деятель и едва ли не самый популярный театральный критик рубежа XIX и ХХ вв. Александр Рафаилович Кугель. О своем издательском опыте, о надеждах на большое число подписчиков, о легкомысленном отношении к финансовой стороне вопроса он вспоминает в шутливо-ироничной форме: «Я даже не имел понятия о типографской смете. У меня было рублей 500, оставшихся от бывшей когда-то тысячи, и хотя я смутно чувствовал, что это деньги небольшие, но мне казалось, что главное — начать». В результате деньги на издание первого номера журнала… были выиграны в карты! (См.: Кугель А. Р. Листья с дерева: воспоминания. Ленинград, 1926).

В редакции кучами лежали книги и вороха бумаг, газеты на столе и на полу, переполненные ящики столов и шкафы не закрывались. Брат Кугеля Иона вспоминал, как однажды с очередным «профилактическим» обыском пришли жандармы, недоуменно оглянулись и спросили: «У вас уже был обыск?» (Кугель И. Р. Из воспоминаний об А. Р. Кугеле // Искусство и жизнь. 1938. №9. С. 41).

Главный принцип, положенный в основу организации редакции журнала, заключался в полной творческой свободе. «В „Театр и искусство” пошли сразу сотрудничать все истинно любящие театр. Пошли не за страх, а за совесть, с несколько эгоистическим, может быть, желанием найти место, где можно писать все, что думаешь, не оглядываясь… И из-за этой искренности авторитетных писателей журнал стал все более и более расширять аудиторию читателей», — вспоминал видный театральный критик Б. И. Бентовин, подписывающий свои статьи псевдонимом «Импрессионист» (День. 1917. 7 янв. №6). «Кого-кого тут, бывало, не встретишь — и журналисты, и драматурги, и актеры со всех концов России. Провинциальные актеры считали как бы своим долгом заглянуть в „наш журнал”. Весь этот мимоходящий народ держался непринужденно, дымил папиросками, шумно беседовал, спорил» (Кугель И. Р. Указ. соч.).

Все номера этого, по мнению некоторых современников, «первого настоящего отечественного театрального журнала» (Красная газета. 1926. 6 окт. № 230), вы можете увидеть на полках нашей Электронной библиотеки.

Смотреть в Электронной библиотеке
ДРАМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. 1880 г.

Драмматический словарь, или показания по алфавиту всех Российских театральных сочинений и переводов, с означением имен известных сочинителей, переводчиков и слагателей музыки, которые когда были представлены на театрах, и где и в которое время напечатаны. В пользу любящих театральные представления : словарь. — Точное воспроизведение изд. 1787 г. — Санкт-Петербург : Издание кн. маг. "Нового времени", 1880. — 166 с.

В «Драмматическом словаре» – «точном воспроизведении» первого отечественного справочника по театру, опубликованном в Москве в 1787 году – дается аннотированный перечень 339 пьес, оригинальных и переводных, иногда указываются даты первых постановок, сообщаются сведения об авторах, переводчиках и исполнителях, а также говориться о приеме, оказанном отдельным произведениям публикой. Предисловие к «Словарю», названное по старинному «Предуведомление», содержит любопытные данные о культурном уровне театралов последней четверти XVIII века и интересные суждения о творчестве А. П. Сумарокова и о значении театра.
Уже в 1841 году литературный и театральный критик, писатель и поэт Василий Степанович Межевич назвал словарь «любопытной библиографической редкостью», увидев впервые его у артиста Павла Степановича Мочалова. «С большим трудом и за дорогую цену удалось мне, спустя долгое время, отыскать другой экземпляр этого «Драмматического словаря». (Репертуар русского театра. 1841. Кн.3. С. 25–43)
Не удивительно, что такой уникальный источник сведений по истории русского театра и литературы был в 1880 году перепечатан А. С. Сувориным (правда, тоже небольшим тиражом в 200 экземпляров) с соблюдением орфографии и расположения текста.
В разных источниках называют автором этого справочника или Н. И. Новикова, или М. Д. Чулкова. Таинственные инициалы «А. А.», стоящие на обложке книги, попытались раскрыть в своих исследованиях П. Н. Берков и Е. А. Динерштейн, считая, что это был А. Анненков (см.: Берков П. Н. «Драматический словарь» 1787 года // Из истории русских литературных отношений XVIII–XX веков. Москва-Ленинград, 1959. С.52-65; Динерштейн Е. А. «Драматический словарь» 1787 года и его издатель // Театральная пьеса. Создание и бытование. Москва, 2008. С. 88-96).
Доподлинно известно, что автор был дворянином и профессионально не занимался литературным творчеством. Идея создания словаря, по примеру французского «Anecdotes dramatiques» родилась у него, когда он гостил в Подмосковье у своего родственника. «Маленькие дети, резвясь подле меня завсегда, чем изъявляли мне свое усердие и привязанность, рассуждая со мной, спрашивали меня очень часто, какие забавы в Петербурге и Москве, часты ли театральные представления, какие играют больше пьесы, но я не знавши всех наизусть удовлетворял их любопытству наименованием только некоторых…Сие самое и подало мне мысль начать собирать Российские оригинальные и переведенные с разных языков Драмматические сочинения…»

Смотреть в Электронной библиотеке

Актеры и режиссеры. Театральная Россия

Актеры и режиссеры. Театральная Россия : [автобиографии] / сост. при ближайшем участии С. Кара-Мурза, Ю. Соболева ; ред. В. Лидин. — Москва : Современные проблемы, 1928. — 456 с. : портр.

«Книга является первой попыткой ввести читателя и зрителя в истоки и анализ творчества наиболее выдающихся современных русских драматических актеров и режиссеров посредством живого слова — автобиографии — каждого о себе самом»,— писали в предисловии составители – известные московские театроведы и театральные критики Сергей Георгиевич Кара-Мурза и Юрий Васильевич Соболев.

На обложке художник-график Александр Павлович Могилевский, в духе времени, изобразил профили театральных вождей современной эпохи: Мейерхольда-Станиславского-Качалова.

Издание было рассчитано на два тома. По задумке в первом томе было представлено «старшее актерское и режиссерское поколение». Специально для этого издания написали свои биографии В. И. Качалов, О. Л. Книпер-Чехова, Л. М. Леонидов, И. М. Москвин, С. Г. Бирман, М. А. Чехов, М. Н. Ермолова, В. Н. Пашенная, А. И. Сумбатов-Южин, А. А. Яблочкина, И. В. Ильинский, А. Г. Коонен, А. Я. Таиров, Л. С. Вивьен, Е. П. Корчагин-Александровская, Е. И. Тиме, Н. Н. Ходотов, Ю. М. Юрьев, Н. Ф. Монахов, П. Н. Орленев, В. Л. Зускин, С. М. Михоэлс и др. Из 84 статей, помещенных в справочнике, только в трех рассказ о жизни и творчестве ведется не от первого лица: Вл. И. Немировича-Данченко, К. С. Станиславского и Вс. Мейерхольда. Статьи об этих режиссерах, без биографий которых подобный справочник был бы немыслим, составителям пришлось взять из «уже имеющегося биографического материала».
Список, фамилий актеров и режиссеров изначально был огромен, но, к сожалению, не все деятели искусства, к которым обратились составители с предложением написать свою автобиографию, откликнулись на просьбу. Поступившие в редакцию статьи решено было расположить по театрам, оговорив в предисловии, что они далеко не исчерпывают его полного состава «хотя бы в пределах его наиболее выдающихся актеров». Надежды, что во втором томе удастся поместить недостающие материалы о театрах и восполнить «значительные пробелы в их составах», не оправдались. Второй том не вышел.

Смотреть в Электронной библиотеке
Добрыв А. П. Биографии русских писателей среднего и нового периодов
Добрыв А. П.
Биографии русских писателей среднего и нового периодов : с алфавитным указателем произведений писателей / сост. А. П. Добрыв. — Санкт-Петербург : Столичная типография, 1900. — VI, 534, 50, [5] с. — Библиогр. в конце ст. — Алф. указ. произведений: с. 1–49.

205 биографий русских именитых и малоизвестных прозаиков и драматургов XVIII и XIX веков легли в основу справочника, составленного в 1900 году литературным критиком и беллетристом А. П. Добрывом.
«Взявши на себя труд, собрать и составить биографии наших русских писателей от эпохи царствования Императрицы Елизаветы Петровны до настоящего времени, по возможности с указанием в систематическом порядке произведений каждого из них, я имел в виду главное, чтобы этот труд мой, мог принести хотя небольшую пользу при изучении истории русской литературы и в то-же время, являясь доступным для каждого желающего ознакомиться с нашими писателями с указанием их произведений, мог бы служить также и для справок в области русской литературы», — писал он в предисловии.

После статьи с описанием основных этапов жизненного пути и элементами анализа творчества, приведен список сочинений писателя. В конце книги размещен «Алфавитный указатель произведений» с «подразделением на беллетристические, более выдающиеся критические и переводные сочинения»
«Я вполне был-бы вознагражден если-бы мой, быть может, непосильный труд мог бы оправдать свое назначение и принести хотя небольшую пользу в деле, изучения русской литературы», — скромно писал о своем труде А. П. Добрыв, надеясь на признание современников и память потомков.
Сейчас «Биографии русских писателей среднего и нового периодов» ждут читателей и на виртуальной полке нашей Электронной библиотеки в разделе «Справочные издания».

Смотреть в Электронной библиотеке
ТЕАТРАЛ. 1853

Театрал. Карманная книжка для любителей театра. — Санкт-Петербург : Тип. Н. Греча, 1853. — 122 с.; ил., [6] л. портр. + 4 отд. л. планов. — Прил.: Планы Большого, Александринского, Михайловского театров и Театра-Цирка.

В 1853 году вышла в свет «книжка для любителей театра» — «Театрал». Обзор театров и состояние народных зрелищ в Санкт-Петербурге середины позапрошлого века анонимно составил и издал в своей типографии Николай Иванович Греч (1787–1867). Писатель, журналист, филолог, переводчик, издатель, проводивший в своем доме знаменитые «четверги», на которых бывали К. П. Брюллов, Н. В. Кукольник, А. С. Пушкин, очень любил театр и был близко знаком со многими артистами Санкт-Петербургских Императорских театров. Он принимал участие в издании и редакции литературных и общественно-политических журналов «Сына Отечества», «Библиотека для чтения» и «Русский вестник», газеты «Северная Пчела».

В «карманной книжке» изложена история «всенародных зрелищ в нашей столице» и приведены сведения о «нынешнем составе Императорских Санктпетербургских театров», состоящих из русской драматической, русской оперной, балетной, французской, немецкой и итальянской труппах. Освещены представления в Театре-цирке и опубликован обзор деятельности Императорского театрального училища. Отдельная глава рассказывает о театральных зданиях Императорских театров Петербурга: приводится история театра, «цены местам» и план зрительного зала.
На отдельных листах в издании помещены литографии Большого и Александринского театров и портреты ведущих актрис Императорских трупп Веры Васильевны Самойловой, Карлоты Гризи, Пальмиры Аннато, Леонтины Вольнис, Анны Берндорф и «одного из величайших современных артистов на лирико-драматической сцене» — Луи Лабланша.

Смотреть в Электронной библиотеке
Продолжение публикаций
о «Театрах, которых нет»

Продолжение коллекции газетно-журнальных вырезок, хранящих уникальные подборки публикаций периодической печати о театрах, существовавших в Петрограде-Ленинграде с 1919 по 1941 года.
На полках нашей Электронной библиотеки появились новые материалы из этой коллекции. Вы можете узнать:

  • о передвижном Колхозно-совхозном театре им. Леноблисполкома, организованном в 1933 г. Художественным руководителем театра был П. П. Гайдебуров, а режиссером-консультантом — Н. Ф. Скарская. Предположительно в 1939 г. театр прекратил свое существование.

  • папка «Литературный театр» познакомит Вас с материалами 1933-1938 гг. о нескольких организациях, носивших одинаковые названия: театре Ленинградского союза советских писателей, Литературном театре п/р В. В. Шимановского и театре (бывш. Литературном ансамбле) п/р В. В. Эренберга.

  • о Молодом театре п/р С. Э. Радлова. Открытие театра состоялось 30 ноября 1928 г. В труппу вошли ученики С. Э. Радлова и В. Н. Соловьева из Техникума сценических искусств. В папку также вошли материалы о «Молодом театре», организованном в 1922 г. при Лиговском Народном доме и просуществовавшем до 1927 г. п/р В. Н. Соловьева, и материалы о «Театре стажеров», который существовал при Техникуме сценических искусств (бывш. Институте сценических искусств) с 1926 по 1928 гг.

  • о «Новом ТЮЗе» — такое название в 1936 г. получил филиал Театра Юного Зрителя, созданный в 1935 г. на базе курса художественного руководителя театра Б. В. Зона.

  • о Рабочем театре ЛАПП (Ленинградской ассоциации пролетарских писателей) им. М. Горького, созданном в 1931 г. В труппу вошли участники самодеятельных кружков фабрики «Скороход».

  • о «Свободном театре», который был открыт в 1922 г. как альтернативная, экспериментальная площадка для драматургов, актеров и режиссеров. Театр прекратил свое существование в 1928 г.



ПУБЛИКАЦИИ О «ТЕАТРАХ, КОТОРЫХ НЕТ»

В коллекции газетно-журнальных вырезок хранится уникальная подборка публикаций периодической печати о театрах, существовавших в Петрограде-Ленинграде с 1919 по 1941 года.

«В Ленинграде возникла и существовала целая вереница своеобразнейших театров. Большинство их погибло впоследствии. Слишком тесно были они связаны с эпохой…Театры, декретом Исполкома от 1 января 1920 г. объявленные бесплатными для трудящихся, ежедневно собирали в нетопленных, заиндевевших залах все новые тысячи красноармейцев в буденовках и полушубках, театры расплескивались по улицам и площадям города в дни красных годовщин, перебрасывались на фронтовые позиции, до которых, как в мае и октябре 1919 года, например, можно было доехать на городском трамвае» — так вспоминал о некоторых из них А. Пиатровской в статье «Театры, которых уже нет…» (Рабочий и театр. 1932. № 29–30. С. 6-7).
На полках нашей Электронной библиотеке теперь доступна часть этой коллекции. Вы можете узнать:



  • о «Театре актерского мастерства». (ТАМ) — так с 1928 г. стал называться «Театр Института Сценических Искусств» (Театр ИСИ), созданный в 1926 г. под руководством Л. С. Вивьена;



  • о «Театре книги» , организованном в 1929 г. и носившем в первые годы работы название «Живая книга»;


ТЕАТРАЛЬНЫЙ МИРОК. 1884 - 1893

Театральный мирок = Le monde Theatral Russe : еженед. иллюстрир. издание. — Санкт-Петербург : тип. С. Н. Худекова, 1884–1893.
Решив воплотить свою давнюю мечту, молодой актер и начинающий драматург, сын известного поэта и театрального критика Алексея Николаевича Плещеева, в 1883 году заявил об издании литературно-театральной газеты. Александр Алексеевич Плещеев (1858–1944) с юности был «болен» театром: не закончив гимназии, он «попал на сцену, чему, кроме страсти к искусству, послужила […] страсть к актрисе». К своим 25 годам он уже успел выступить не только во многих антрепризах, выходя на провинциальную сцену в небольших ролях, но и на столичных подмостках: в спектаклях московского Малого театра и Александринского театра в Санкт-Петербурге. При отсутствии профессиональных навыков Плещеев удивлял интеллигентностью, сдержанностью, никогда не шаржировал (подробнее о театральной биографии А. А. Плещеева можно узнать из энциклопедии «Национальный драматический театр России. Александринский театр: актеры, режиссеры», выпущенной в ушедшем году и поступившей в фонды Театральной библиотеки).
Газету решено было сделать иллюстрированной, информационной и доступной для широкого круга читателей. Редакция издания не ставила перед собой «грандиозных задач», но обещала в программной статье своим подписчикам «следить за всеми сколько-нибудь выдающимися явлениями в области театра и давать о них читателю своевременный отчет». При этом, ориентируясь, прежде всего, на нравственную функцию театра, на его воспитательную роль, издатели не отказывались «давать иногда и руководящие статьи по теории искусства», но хотели, чтобы и они «были как можно общедоступнее, как можно менее сухи». Своим девизом газета избрала афоризм Вольтера: «Все жанры хороши, кроме скучного». Читателям обещали: «Мы приложим все наши усилия к тому, чтобы „глубокомысленная“ скука не свила гнезда в нашем издании. Веселая шутка, остроумный анекдот, юмористический очерк — имеют, по нашему мнению, право существовать в газете, наравне с серьезными статьями и могут только придать ей живость и разнообразие».

Название газеты — «Театральный мирок» — и ее оформление настраивало читателя на легкий, непринуждённый лад. Два ироничных голых ангелочка-зрителя, расположившись около затейливого заголовка газеты и вальяжно положив ногу на ногу, наблюдали за маленькими танцующими балеринами: один рассматривал танец в театральный бинокль, а другой, важно скрестив руки на груди, и вовсе был в очках.

Изначально контора редакции располагалась в доме на углу Надеждинской и Малой Итальянской улиц (ныне ул. Маяковского и Жуковского). Первый выпуск увидел свет 1 января 1884 года. Газета выходила раз в неделю, по субботам, и стоила 15 копеек. В ней печатались «театральные, музыкальные, художественные и литературные новости, заметки и корреспонденции, повести, сценки, стихотворения и фельетоны, программы зрелищ и увеселений, пьесы, статьи по искусству, частные объявления».

А. А. Плещеев был редактором газеты до 1886 года, потом, передав свое детище другу П. Ф. Левдике, возглавил один из отделов издания. В этот период основателя газеты увлекала больше литературная деятельность: он стал особенно известен рассказами и одноактными пьесами-«сценками» из богемного быта. Эти «жанровые картинки», как называл их А. Р. Кугель, были в моде и с успехом шли как в столичных, так и в провинциальных театрах. Плещеевым было написано около 30 пьес, пять из которых были представлены на сцене Александринского театра.
Легкий «Театральный мирок», откликающийся в коротких заметках на все события театральной жизни, не затрагивая серьезных творческих проблем, радовал читателей до 1893 года. А затем, сменив редактора и издателя, продолжил жизнь уже под более серьезным названием «Театральная газета».

Смотреть в Электронной библиотеке
ВСЕМИРНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ. 1869-1898

Всемирная иллюстрация : еженедельный иллюстрированный журнал. — Санкт-Петербург, 1869–1898.

Еженедельный иллюстрированный художественно-литературный журнал, один из самых популярных среди подобных изданий второй половины XIX столетия. Издавался в Санкт-Петербурге в книгоиздательстве Германа Гоппе с 1869 по 1898 годы объёмом в 2 печатных листа и общим тиражом до 10 000 экз. Редакция помещалась в Санкт-Петербурге, улица Садовая 22 (16 по старой нумерации). Печатался в петербургской Типографии императорских театров Эдуарда Гоппе по адресу: Вознесенский проспект, № 53. В Москве отделение конторы находилось на Кузнецком Мосту, дом Гагарина, при книжном магазине А. Ланга.
Журнал создавался по аналогии с европейскими изданиями середины XIX века: британским еженедельником «Иллюстрированные лондонские новости» («The Illustrated London News» , прусским (затем немецким) семейным журналом «Беседка» («Die Gartenlaube»), французским еженедельником «Иллюстрированный мир» («Le Monde Illustré») , был рассчитан на массового читателя и должен был служить иллюстрированным описанием современной жизни.
Основателем и издателем журнала был Г. Д. Гоппе (1836—1885), немецкий книгоиздатель, переехавший в 1861 году из Вестфалии в Россию. По плану Гоппе основной объём еженедельника был отдан чёрным-белым гравюрным иллюстрациям, которые отражали ход политической и общественной жизни в России и главные события за рубежом. Для получения иллюстраций высокого качества Гоппе широко пользовался работами лучших русских гравёров, печатание гравюр, однако, производил в Париже.
Текст в первые годы выполнял вспомогательную роль и служил исключительно разъяснению иллюстраций. Позже на страницах журнала появились литературные произведения.

Литературным отделом в разные годы заведовали Д. В. Аверкиев, К. К. Случевский, В. П. Попов, А. И. Леман, Ф. Ф. Александров, И. Л. Феннер, П. В. Быков. В работе отдела принимали участие Н. Н. Каразин, В. В. Крестовский, М. А. Загуляев, А. В. Эвальд, С. Н. Шубинский, М. Г. Вильде, Я. П. Полонский, В. И. Немирович-Данченко.

Отделом иллюстраций с 1887 года заведовал К. О. Брож. В 1870-х годах музыкальный отдел возглавлял М. И. Сариотти (Сироткин), один из ведущих оперных певцов Мариинской сцены и музыкальный критик (печатался под псевдонимом М. С.).

С журналом сотрудничали многие известные деятели литературы и искусства, в частности А. П. Чехов, В. В. Вересаев, И. К. Айвазовский, А. М. Васнецов, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, А. К. Беггров, Н. К. Рерих.
На нужды издания работали 12 гравёрных мастерских, в составе которых трудились известные гравёры Л. А. Серяков, В. В. Матэ, И. И. Матюшин, А. Зубчанинов, Э. Даммюлер, Б. Брауне, А. Даугель.

В журнале помещались фотографии на различные сюжеты, печатались репродукции с картин русских и иностранных художников, иллюстрации исторических и текущих событий, биографии знаменитых деятелей культуры, статьи по археологии, краеведению, естествознанию, географии, спорту. Журнал вёл постоянный отдел шахмат.
Еженедельник явился пионером создания военного фоторепортажа в России, осуществляя поэтапную съёмку хода русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Это крупное историческое событие не могло никого в России оставить безучастным, поэтому неслучайно журнал, помимо обычных репортёров хроники, отправил на театр военных действий восемь своих корреспондентов-фотографов.
«Всемирная иллюстрация» является предшественницей современных иллюстрированных и научно-популярных журналов.

Смотреть в Электронной библиотеке
Г. А. Товстоногов. Жизнь и творчество: Библиографический указатель

Г. А. Товстоногов : жизнь и творчество : библиографический указатель / СПб. гос. Театральная б-ка ; сост. Е. Г. Федяхина, М. К. Фонарева, В. А. Харламова. — Санкт-Петербург : Гиперион, 1998. — 320 с.
Творчество великого режиссера Георгия Александровича Товстоногова оказало огромное влияние на русское театральное искусство и заняло достойное место в мировом театральном процессе. Постановщик и преподаватель, автор книг по режиссуре, а главное, создатель уникального коллектива талантливых актеров — легендарного БДТ… С его именем ассоциируется целая эпоха в жизни советского театра.
Сотрудникам Театральной библиотеки, выпало счастье знать Георгия Александровича не только, как режиссера, но и как любимого читателя и друга. Когда-то в интервью газете «Советская культура» Георгий Александрович сказал: «Трудно представить, чтобы спектакли в нашем театре могли готовиться без участия Театральной библиотеки.
Она всегда принимала участие в живом театральном процессе, всегда была «цехом» театра, его творческой лабораторией».
Георгия Товстоногова нет уже 30 лет, но это именно тот случай, когда и через сто лет театральный мир все еще будет его понимать, чувствовать и верить ему. Критики, занимающиеся современным театром, историки театра, режиссеры, актеры, студенты театральных институтов, — все, кто профессионально связан с театром, будут изучать и неоднократно возвращаться к изучению его наследию.
На полках нашей Электронной библиотеки Вы можете познакомиться с библиографическим указателем «Г.А. Товстоногов: жизнь и творчество», составленным и опубликованным нашими сотрудниками в 1998 году, к 85-летию великого режиссера. В нем собраны книжные, журнальные и газетные публикации на русском языке. Материалы указателя охватывали период с 1933 по 1991 г.
В последующие десять лет интерес к личности режиссера не ослабевал, продолжали публиковаться статьи и воспоминания коллег и учеников Г. А. Товстоногова о его творчестве, о совместной работе с режиссером, о том влиянии, которое он оказал на развитие отечественного и зарубежного театрального искусства. Поэтому составители указателя сочли необходимым продолжить начатую работу и подготовить его продолжение — материалы за период с 1992 по 2002 гг. В 2003 году вышло продолжение указателя, опубликованное в выпуске 4/5 «Записок Санкт-Петербургской Театральной библиотеки»
Мы надеемся, что эти публикации помогут исследователям театра, а также людям, любящим и почитающим творчество этого уникального режиссера.

Смотреть в Электронной библиотеке
В. И. СТРЖЕЛЬЧИК:
Библиографический указатель

Владислав Игнатьевич Стржельчик (1921–1995) : Библиографический указатель / Санкт-Петербургская гос. театр. б-ка ; Сост. Н. П. Буданова, В. А. Харламова. — Санкт-Петербург : Гиперион, 2001. — 98 с. — Вспом. указ.: с.87–98.

На протяжении многих лет замечательный артист и удивительный человек Владислав Игнатьевич Стржельчик был гордостью Петербурга. Его знала и любила вся страна. Нам, работникам Театральной библиотеки, выпало счастье знать Владислава Игнатьевича не только как артиста, но и как любимого читателя и хорошего друга.
На полках нашей Электронной библиотеки Вы можете познакомиться с библиографическим указателем «Владислав Игнатьевич Стржельчик», составленным и опубликованным нашими сотрудниками в 2001 году, к 80-летию любимого артиста. В нем отражены книжные, журнальные и газетные публикации на русском языке, в том числе заметки, информационно значимые, по мнению составителей.
В 2012 году вышло продолжение указателя, опубликованное в выпуске 10/11 «Записок Санкт-Петербургской Театральной библиотеки».
Мы надеемся, что эти публикации помогут исследователям театра, а также людям, любящим и почитающим творчество этого уникального петербургского артиста.

Смотреть в Электронной библиотеке
Анненский И. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ДРАМЫ

Анненский, Иннокентий Федорович (1855–1909).
История античной драмы : курс лекций / И. Ф. Анненский ; сост., вступ. ст. В. Е. Гитина ; подгот. текста В. Е. Гитина, В. В. Зельченко ; примеч. В. В. Зельченко ; авт. послесл. В. И. Максимов ; Санкт-Петербургская гос. театр. б-ка. — Санкт-Петербург : Гиперион, 2003. — 411 с., [1] л. портр. — (ФЕАТРОН: История и теория зрелища ; кн. II). — Библиогр.: с. 282, 294, 320. — Библиогр. в примеч.: с. 327–412.
Сейчас Анненский известен многим как блестящий поэт, литератор, сотрудник журнала «Аполлон». Но современники знали Иннокентия Федоровича и как талантливого педагога, учителя по призванию, «кумира своих учеников и учениц».
После окончания Словесно-филологического разряда историко-филологического факультета Петербургского университета он много преподавал — латынь и греческий в гимназиях и античную литературу на Высших женских (Бестужевских) курсах, служил директором в Царскосельских гимназиях.
Лекции по истории античной драмы были прочитаны Анненским на Высших историко-литературных и юридических курсах в 1908–1909 гг. Эти курсы высшего образования для женщин, учреждённые в Санкт-Петербурге действительным статским советником Николаем Павловичем Раевым, назывались также Вольным женским университетом, а их слушательницы — ласково «раички».
Великое множество черновиков, вариантов и конспектов лекций дают понятие о том, с какой скрупулезностью готовился Анненский к курсу. «Составив заранее тщательный план своего курса и, в частности, предстоящих лекций, он, однако, ничего писанного с собой на кафедру не брал; явившись в свою аудиторию — курсистки не преминули отметить некоторую торжественность и эффектность его появления, — он говорил вполне свободно, сознательно отдаваясь течению своих мыслей, бессознательно определяемому безмолвными вопросами сотен пытливых глаз, устремленных на него. И это течение было подчас таково, что его лекция подчас принимала совершенно другое направление против того, которое им было заранее намечено», — так вспоминали «раички» эти лекции.
В 1910-х гг. по записям слушательниц был выпущен в ограниченном количестве экземпляров литографированный сборник. Один из таких редких экземпляров сохранился в собрании Санкт–Петербургской государственной Театральной библиотеки. Настоящее издание дополнено неопубликованными материалами из личного фонда Анненского, относящимися к истории античной драмы.
На обложке воспроизведен фрагмент афиши к спектаклю Камерного театра «Фамира-кифарэд» (1916) по драме И. Ф. Анненского работы Александры Экстер.

Смотреть в Электронной библиотеке
АРГОНАВТЫ. 1923

Аргонавты: иллюстрированный сборник по вопросам изобразительного искусства и музейной жизни. — Петроград: Изд-во "Петроград", 1923

Первый и единственный номер иллюстрированного сборника по вопросам изобразительного искусства и музейной жизни вышел в 1923 году в Петрограде под редакцией «мирискусников»: искусствоведа и библиографа Эриха Федоровича Голлербаха, графика и искусствоведа Дмитрия Исидоровича Митрохина и архитектора-художника Николая Евгеньевича Лансере. Оформил журнал художник и график Сергей Васильевич Чехонин.

Редакция журнала размещалась в помещении известного книгоиздательства «Петроград» на Литейном проспекте (в тот момент — проспекте Володарского) в доме 51.
Название журнала отсылало читателя к древнегреческому мифу об аргонавтах — героях-мореплавателях, отправившихся на корабле «Арго» в Колхиду. По сюжету легенды, корабль был построен с помощью Афины, которая вставила в его корпус кусочек священного векового дуба, шелестом листьев передающего волю богов. Предводимые Ясоном аргонавты, среди которых находились Геракл и Орфей, должны были возвратить в Грецию Золотое руно волшебного барана, увезённое в далекую страну. Пережив множество приключений, аргонавты выполнили поручение и вернули руно в Грецию, с помощью волшебницы Меди, которую Ясон потом взял в жёны. На фронтисписе журнала С. Чехонин изобразил мчащийся по бурному морю навстречу приключениям и новым открытиям древнегреческий корабль «Арго». Только вместо привычного паруса ветер развевал на судне крылья Пегаса, подчеркивая, что нынешние аргонавты отправились на поиски сокровищ Искусства.
«Появление нового [издания] в нашей столь бедной художественными журналами стране следует всячески приветствовать. Тем более, что список сотрудников включает в себя имена почти всех петербургских и многих московских выдающихся знатоков и исследователей в области изобразительного искусства, а участие таких мастеров книжной графики, как С. Чехонин и Д. И. Митрохин обеспечивают внешность журнала» — отреагировал современник на появление издания. И хотя критиком был отмечен ряд недостатков журнала, он высоко оценил и «прекрасную статью О. Ф. Вальдгауэра об Александре Великом и греческом искусстве», и публикацию «краткую, но ярко характеризующую творчество Нарбута, заметку Д. И. Митрохина, интересные воспоминания о нем же С. Чехонина, дельную статью Э. Голлербаха о миниатюрах К. Сомова и С. Чехонина», и многие другие материалы сборника. «Журнал, — заключал автор обзора, — делает большое культурное дело, и мы можем только пожелать ему долгого процветания». (Корницкий И. Аргонавты // Печать и революция: журнал литературы, искусства, критики и библиографии. — 1923.— Кн. 5.— С. 320–321)
Но, к сожалению, плавание «Аргонавтов» на этом завершилось…

Смотреть в Электронной библиотеке
ДНЕВНИК РУССКОГО АКТЁРА. 1886

Дневник русского актера: ежемесячный [литературно-театральный] журнал. — Санкт-Петербург: "Печатня С. П. Яковлева", 1886
Ежемесячный литературно-театральный журнал выходил в Санкт-Петербурге в 1886 году. Он издавался под редакцией Павла Александровича Денисенко (Денисова) — антрепренера, режиссера и ведущего актера организованного в этом же году первого Народного Василеостровского театра для рабочих. Приехавший из провинции, неизвестный столичной публике актер Денисенко был вдохновлен на организацию народного театра самим Л. Н. Толстым, который, впрочем, предрекал: «Нахожу, что издание вашего журнала отвлечет вас от вашего главного, огромного по значению дела: попытки сделать из театра (игрушки, препровождения времени или школы разврата) орудие распространения света между людьми».
Контора редакции находилась при известной печатне Сергея Павловича Яковлева, расположенной в здании Немецкой реформатской кирхи на Большой Морской улице в доме 58 (ныне на этом месте — Дворец культуры работников связи).
Как писал редактор: «Журнал ставит себе задачей способствовать, по мере сил и возможности, как самостоятельному и правильному развитию русского искусства вообще, а драматического в особенности, так равно и поддерживать в русской публике и артистах более рациональные взгляды и отношение к нему; развивать в публике и артистах эстетический вкус и выяснять тесную связь театрального искусства с культурной жизнью, в которой оно является могучим фактором умственного и нравственного просвещения».
Издание имело три главных отдела: 1) Литературный; 2) Театрально-критический, в котором главное место занимали статьи об истории, теории и технике театрального искусства; 3) Смесь, включающую «практические сообщения по театральному делу», «корреспонденции из разных театров», театральную статистику и проч.
Первый номер журнала вышел в марте и открывался публикацией письма Л. Н. Толстого к редактору-издателю П. А. Денисенко, в котором утверждались взгляды писателя на воспитательное значение Народного театра. Эта тема красной нитью проходит через все номера этого периодического издания: публикуются произведения, предназначенные для постановки на сцене народных театров, проекты народных театров в провинции и рассуждения о пользе театра для рабочих. На страницах журнала впервые была опубликована игра для народного театра «Чем люди живы» П. А. Денисенко, переделанная им из рассказа Л. Н. Толстого, и драматическая фантазия Н. В. Кукольника «Кошачий Рафаэль» о швейцарском художнике Готфриде Минде, известном своей огромной любовью к кошкам. Особое внимание уделено 50-летию постановки «Ревизора» Н. В. Гоголя. Многие статьи в издании подписаны оригинальными псевдонимами: Тень Федора Волкова, Голос из глубинки, Кресло 2-го ряда, Старый Актер, Граф Швейцарский, Пензенский Амикуст. Видимо, как сказано в статье «Вредны ли в литературе анонимы и псевдонимы?», редакция журнала считала, что они «весьма полезны, так как обеспечивают возможность всегда и обо всем знать и говорить почти правду», а также указывают на присутствие в авторе «скромности, сомнения в таланте своем».
Гибельное влияние водки — «крови сатаны» — на многих талантливых русских актеров повлияло на решение редакции журнала опубликовать подробный отчет о докладе французского доктора Лансеро «Влияние различных сортов горячительных напитков на организм человека».
Как и предрекал Л. Н. Толстой, Денисенко «без раздумья, не готовясь, прямо, перекрестясь, прыгнувший в воду», не смог справиться с двумя такими крупномасштабными проектами — театром и журналом. Народный театр скандально закрылся, просуществовав один сезон: во время представления драмы «Парижские нищие» артисты, изображавшие нищих, стали умолять Денисенко, игравшего банкира Дюпона, выдать им милостыню-жалование.
Журнал, заявленный как ежемесячный, после второго, апрельского номера, перестал выходить регулярно. В последнем издании, включающем объединенные долгожданные номера за октябрь, ноябрь и декабрь, Денисенко извинялся перед своими подписчиками за невыполнение обязательств «по обстоятельствам, он нас независящим, тяжелым и неприятным». Он надеялся, что 1887 год, будет для журнала более финансово успешным, заявлял, что издатели «намерены продолжить дело с прежней энергией и терпением, ведя его на наши личные средства». Но, к сожалению, на полках нашей Электронной библиотеки Вы можете найти только семь номеров этого уникального периодического издания, прожившего только один год.

Смотреть в Электронной библиотеке
ВЕСТНИК ИСКУССТВ. 1922

Вестник искусств : Театр. Музыка. Живопись. Литература : орган художественного отдела Главполитпросвета. — Москва : Изд-во "Главполитпросвет", 1922

Двухнедельный журнал «Вестник искусств: Театр, Музыка, Живопись и Литература», выходил в Москве в 1922 году. Издание продолжало идейное направление закрывшегося журнала театрального отдела Наркомпроса «Вестник театра» (1919–1921).
Редактором стал Михаил Борисович Загорский (1885–1951), молодой театральный критик и историк театра, будущий автор книг о Степане Кузнецове (1927), Соломоне Михоэлсе (1927) и Михаиле Тарханове (1946), исследований о Пушкине, Гоголе, Крылове, Щепкине и Шекспире. Через несколько лет он напишет пьесу «Когда проснётся спящий» (1925) и сделает инсценировку по Ремарку «На западном фронте без перемен» (1930).
Это все впереди, а в 1922 году 37-летнего Михаила Борисовича назначили возглавить орган художественного отдела Главного политико-просветительного комитета Наркомпроса РСФСР (Главполитпросвета) «Вестник искусств».
Новая экономическая политика, проводившаяся государством с 1921 года и позволившая быстро восстановить народное хозяйство и экономику, оказала заметное влияние на состояние культурной жизни общества. Главным развлечением стали кабаре и рестораны, в которых выступали артисты-куплетисты с нехитрыми аполитичными песенками. Художественная ценность подобных представлений была весьма спорна, а иногда даже и откровенно пóшла. «Всеобщая Всероссийская халтура. Так можно определить сейчас положение в области искусства в РСФСР» — охарактеризовала редакция журнала состояние культуры в стране. Журнал был призван противостоять «этому нашествию буржуазной, вновь вылупившейся, саранчи». На страницах издания обсуждались вопросы искусства, «борьба направлений в нем и наше отношение к ней», велись дискуссии, помогающие «прояснить горизонты искусства в данный момент и уловить пути его дальнейшего движения». А. В. Луначарский, М. Б. Загорский, В. В. Тихонович, В. И. Блюм, В. З. Масс, В. М. Бебутов, А. З. Лежнев — вот только некоторые имена авторов журнала. Во втором номере была помещена не публиковавшаяся ранее статья А. А. Блока о революционном репертуаре.
Первые два номера журнала вышли с символическим рисунком на обложке: крылатый Вестник, держа в руках факел, спешит к людям, неся им свет Искусства. А с третьего номера иллюстрации появились и внутри: публиковались иллюстрации к статьям, зарисовки Н. И. Альтмана, С. И. Юткевича и Б. Р. Эрдмана к спектаклям, шаржи на деятелей искусства.
Издатели стремились сделать журнал наиболее привлекательным для читателей, но ни острые, полемичные статьи, ни необычно большой формат для журнального издания, ни иллюстрации и невысокая цена не спасли его от закрытия. Тиражи от номера к номеру падали. На полках нашей Электронной библиотеки Вы можете найти все 5 номеров этого периодического издания — свидетеля непростого, но такого яркого театрального времени.

Смотреть в Электронной библиотеке
Вальберх И. Из архива балетмейстера
Вальберх, Иван Иванович (1766–1819).
Из архива балетмейстера : дневники, переписка, сценарии / И. И. Вальберх; ред. и вступ. ст. Ю. И. Слонимского; подгот. текста и примеч. А. А. Степанова. — Москва ; Ленинград : Искусство, 1948. — 190 с. : ил. — Библиогр. в подстрочных примеч. — Указ. имен: с. 184–188. — Список ил.: с. 182–183.
Постановки и пер. И. И. Вальберха: с. 171–179. — Семейство И. И. Вальберха: с. 180–181.



Иван Иванович Вальберх – первый русский балетмейстер и педагог, благодаря его деятельности были заложены основы самоопределения русского балета, связанные в первую очередь с появлением национального репертуара и утверждением на сцене русских исполнителей.

В 1802 году Вальберх отправился в Париж, что бы ознакомится с французским балетом. С первых дней путешествия он вел дневник, в котором описывал свои впечатления от городов, людей, традиций и, конечно же, от заграничного театра. Эти дневниковые записи, а также переписка балетмейстера с женой С. П. Вальберх в год его пребывания в Москве (1807-1808) сохранили для потомков память о годах становления русского балетного театра. Документы из семейного архива Вальберха долгое время оставались не доступными широкому кругу исследователей. В конце 19 века правнук балетмейстера А. И. Вальберг предпринял попытку их опубликовать, но это дело не увенчалась успехом. В 1922 году Д. И. Лешков планировал напечатать дневник и переписку И. Вальберха в «Еженедельнике Петроградских государственных академических театров», однако использовал только отдельные выдержки из писем Вальберха в статье по истории московского балета.
Только в 1948 году в издательстве «Искусство» вышла книга И. И. Вальберха «Из архива балетмейстера: дневники, переписка, сценарии».
Она включала в себя дневник путешествия балетмейстера в 1802 году в Париж, его переписку с женой С. П Вальберх, относящуюся к 1807–1808 годам, сценарии нескольких балетов и документы. Редактором издания был Юрий Иосифович Слонимский, он же и автор вступительной статьи «У колыбели русской Терпсихоры», посвященной жизни и творчеству И. И. Вальберха. Некоторые материалы работы Ю. И. Слонимского над книгой хранятся в Архиве нашей библиотеки в его фонде.
Огромная работа была проведена А. А. Степановым по подготовке текста и сопровождающих его примечаний. В раздел «Приложения» составители включили список постановок Вальберха, список переведенных им пьес, а также сведения о его семье. Особый интерес представляет подробное описание А. А. Степановым архива балетмейстера в предисловии к его публикации.
Это издание стало знаменательным событием, результатом многолетней работы отечественных исследователей балета и заняло достойное место в ряде книг по истории балета и мемуаров, вышедших в середине прошлого века.

Смотреть в Электронной библиотеке
АБРАКСАС. 1923

Абраксас: [литературно-художественный альманах]. — Петроград: Государственная типография, 1922–1923.

Литературный альманах, издававшийся в 1922-1923 годах под редакцией Михаила Кузмина, Ореста Тизенгаузена и Анны Радловой петроградской группой «эмоционалистов». В названии отразилась увлеченность Кузмина гностиками, на геммах которых с надписью «Абраксас» изображалось существо с человеческим телом, петушиной головой и змеевидными ногами. Сам Кузмин вкладывал в происхождение столь непривычного для русского слуха названия журнала, магические смыслы: «Происхождение слова «Абраксас» темно и недостаточно исследовано. Значение его отнюдь не смысловое или мифологическое, а звуковое и числовое… Мистическое значение этого слова, а также точки соприкосновения поэзии и вообще словесного искусства с звуковой магией натолкнули редакцию сборника на это название».
В небольшое объединение «эмоционалистов» входили известные поэты писатели и театральные деятели того времени: М. А. Кузьмин, К. К. Вагинов, Юр. Юркун, А. Д. Радлова, С. Э. Радлов, А. И. Пиотровский. В своей декларации они провозглашали: «Сущность искусства — производить единственное, неповторимое эмоциональное действие через передачу в единственной неповторимой форме единственного неповторимого эмоционального восприятия».
Вышло всего три номера альманаха: первый увидел свет в октябре 1922 года, второй — в ноябре того же года, а третий — в феврале 1923. В последнем выпуске «Абраксаса» была опубликована «Декларация эмоционализма» — манифест литературной группы, подписанный М. Кузминым, А. Радловой, С. Радловым и Юр. Юркуном. Этот же номер пострадал от цензуры, убравшей из него произведения Анны Радловой и Андриана Пиотровского. Стычка с цензурой приостановила издание альманаха почти на полтора года: летом 1924 года Кузмин предпринял попытку возродить альманах, но вновь столкнулся с цензурными препятствиями. На этот раз альманах был запрещен окончательно из-за «литературной непонятности и крайности».
Подробнее о судьбе издания можно прочесть: Тимофеев А. Г. Вокруг альманаха «Абраксас» (из материалов к истории издания) // Русская литература. 1997. № 4. С. 190–204; Пахомова А. «Гностические песни» альманаха «Абраксас» как форма репрезентации литературного объединения эмоционалистов // Тартуский Университет. Русская Филология. 2: Сборник научных работ молодых филологов. 2018. С. 237–252.

Смотреть в Электронной библиотеке
АРТ - ЭКРАН. 1923
Арт-Экран: двухнедельник. — Петроград: Труд. произв. коллектив «Арт-экран», 1923 .




Первый номер двухнедельного иллюстрированного журнала по вопросам киноискусства «Арт-Экран» был опубликован в июне 1923 г. Издательство расположилось в известном в Петрограде доме на углу набережной реки Фонтанки и Невского проспекта (в 1923 г. — Проспекта 25 Октября) — Литературном доме. В издании принимали участие видные деятели искусства Н. Н. Арбатов, В. М. Арцибашев, А. Н. Бенуа, Л. С. Вивьен, В. П. Вишневский, Г. Г. Ге, К. Н. Державин, А. А. Мгебров, А. П. Пергамент, С. Э. Радлов, В. А. Трахтенберг, А. А. Фабер, К. П. Хохлов и др.

В программной статье журнал амбициозно заявлял, что задачей своей считает «объединение всех творческих сил в области искусства». От этой разобщенности, как считали организаторы издания, «страдает самая идея экранного искусства, от этого, богатые силами, мы, как нищие пробавляемся крохами, перепадающими с чужого стола, развращая вкус массового зрителя ремесленными подделками заграничного рынка, в большинстве своем жалкими и никчемными». На страницах журнала поднимались еще не решенные вопросы теоретического характера: о роли артиста в кино, «является ли кино искусством, или только искусным и удачным синтезом художественной игры артиста с техническими усовершенствованиями», «является ли творчество киноактера особой специальностью», рассматривались перспективы кинопроизводства в России, плюсы и минусы звукового кино. Публиковались новости отечественного и зарубежного кинопроката, рецензии и либретто фильмов, освещалась работа производственных коллективов. Воплощая задачу разностороннего освещения творческого процесса, журнал рассказывал и о новостях театральной жизни. Кроме статей, затрагивающих серьезные кинопроблемы современности, таких как, например, «Кино в борьбе с преступлениями», на страницах журнала читатель мог найти и острые фельетоны, забавные кино-песенки Н. Агнивцева, карикатуры и зарисовки А. Алекса и шаржи Маха.
Издание имело еженедельное приложение «Кино, Театр, Спорт» в котором печатались подробные программы Петроградских театров и кино за неделю.
С третьего номера ответственным редактором официально был назначен В. М. Арцыбашев. К сожалению, жизнь издания была недолгой: вышло всего пять номеров журнала. Последний номер, посвященный шестой годовщине революции с портретом В. И. Ленина на обложке и его знаменитой цитатой «Из всего искусства, по-моему, самое важное для России — кино», вышел 6 ноября 1923 г.
На полках нашей Электронной библиотеки вы можете найти полный комплект этого уникального периодического издания. Смотреть в Электронной библиотеке
Книжная полка Островского
В Электронной библиотеке опубликована подборка пьес А. Н. Островского и книг о его творчестве, имеющихся в фондах Театральной библиотеки. Ссылки на эти произведения появились также в нашем специальном проекте «НАШ ОСТРОВСКИЙ», посвящённом 200-летию со дня рождения драматурга.

Несколько прижизненных рукописных экземпляров пьес А. Н. Островского, прошедших через процедуру драматической цензуры того времени:

Книга с записками, речами и письмами А. Н. Островского
«О ТЕАТРЕ» (1941)
Есть также много книг, посвященных творчеству великого драматурга, театральным постановкам по его пьесам, материалам к пьесам, режиссерские комментарии и т. д.


И многие другие книги...
Полностью ознакомиться со списком книг Вы сможете на странице «Книжная полка Островского» проекта «Наш Островский».

КИНО – НЕДЕЛЯ

(Ленинград-Москва-Берлин). 1924-1925


Кино-неделя : [еженедельный иллюстрированный журнал, посвященный вопросам советского киностроительства СССР]. — Ленинград ; Москва ; Берлин, 1924–1925 .

Еженедельный иллюстрированный журнал, издававшийся с 1924 года издательством «Севзапкино», с 23 сентября 1924 года (№ 34) — Органом объединённого издательства «Севзапкино-Межрабпом». География издания охватывает три города: Ленинград, Москву и Берлин, так как в этих городах имелись представительства издающей организации.
Главная контора журнала помещалась в Ленинграде в доме № 80 на проспекте 25 Октября (ныне Невский проспект), в историческом здании под одной крышей с кинотеатром «Паризиана». В Москве отделение конторы находилось по адресу Тверская, дом 37, адрес Берлинского отделения – Wilmersdorf, Holsteinsche Straße, 33. Печатался журнал в ленинградской типографии издательства Северо-Западного Областного Промбюро Высшего Совета Народного Хозяйства.
Первый номер журнала вышел 12 февраля 1924 года. Появление «Кино-недели» было ревностно воспринято редакцией аналогичного по тематике московского издания «Кино-газета», раскритиковавшей передовую статью, заголовок, стиль верстки и содержание статей. Интересен факт, что впоследствии противостояние периодических изданий завершилось их объединением в газету «Кино» с иллюстрированным ленинградским приложением к ней под названием «Советский экран». Это произошло в ходе реорганизации периодической печати в связи с созданием «Киноиздательства РСФСР».
Журнал посвящен вопросам советского кино-строительства и был призван отражать активное развитие киноиндустрии в СССР на ранних этапах. В постоянных рубриках освещались новинки советского кинематографа («Новости экрана», «По СССР»), критические заметки и статьи («Рабочая критика», «В дискуссионном порядке»), зарубежная кинохроника («За рубежом»), история и новшества кинематографа («Кино-хроника», «Научный фильм и кино-техника»). На отдельных страницах размещались анонсы выпускающихся картин, к ленинградским выпускам прилагался репертуар местных кинотеатров на неделю.
На обложке «Кино-недели» часто размещены фото-коллажи из кадров различных выходящих фильмов, иллюстрации внутри номеров дополняют текст. В некоторых номерах представлены рисунки и схемы технических приспособлений для съемки, монтажа и кинопоказа.
Редколлегия: К. Г. Аршавский (ред. 1924 № 23 — 1925), П. Я. Вейнштейн (1924 № 32 —1925), А. Л. Сыркин (1924 № 34 — 1925 № 11). Всего вышло: 1924 №№ 1—47; 1925 №№ 1—13.
СМОТРЕТЬ ЖУРНАЛ В ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ